Музыкальное откровение «Песен без слов»

15/07/2015

Прошедшая неделя прошла в Нальчике под знаком высокого искусства: по случайности или скрытой закономерности совпали два события – защита дипломных работ студентов мастерской А.Н. СОКУРОВА и концерт Мурата КАБАРДОКОВА и «Клевер Квартета».

Накануне официальной презентации нового альбома «Песни без слов» коллектив из Санкт-Петербурга дал камерный концерт в Арт-Центре Madina Saral’p. В этот вечер 3 июля в первой части выступила Елена БУРОВА (сопрано) с романсами П.И. ЧАЙКОВСКОГО, а во второй части «Клевер Квартет» исполнил произведение С.С. ПРОКОФЬЕВА струнный квартет №2 «Кабардинский», состоящий из трех частей. Предваряя выступлении квартета Мурат Кабардоков сделал небольшой экскурс в историю, рассказав о том, как было создано это произведение. В 1941 году Сергей Прокофьев был эвакуирован в Нальчик, где познакомился с Хату ТЕМИРКАНОВЫМ, который предложил ему написать что-нибудь по мотивам кабардинской музыки. На что композитор сказал, что народ пока еще не готов воспринимать такую музыку, а Темирканов ответил: даже если сейчас не готов, то наступит такой день, когда он научится понимать и ценить такую музыку. Однако с тех пор этот струнный квартет фактически не исполнялся на земле Кабардино-Балкарии, и вот сегодня, как сказал Мурат Кабардоков, это произошло благодаря музыкантам «Клевер Квартета».

Первую часть этого же произведения музыканты исполнили на большом концерте в Музыкальном театре 4 июля. Открывая самое ожидаемое музыкальное событие года в республике, Джабраил ХАУПА сказал, что то самое «когда-нибудь», которого ждал Хату Сагидович Темирканов, наступило сегодня. Заполненный зал стал свидетельством тому, а резонанс, который это событие получило в социальных сетях, говорит о том, что публика пришла не просто послушать своего талантливого земляка, народного артиста КБР Мурата Кабардокова, она давно ждала такой музыки, такой атмосферы. Само настроение в зале перед началом концерта – радостное предвкушение, доброжелательность, ощущение сопричастности к важному и знаковому событию.

Как уже говорилось, сначала «Клевер Квартет» исполнил первую часть «Кабардинского» струнного квартета С.С. Прокофьева, затем на сцену вышел Мурат Кабардоков и практически без пауз они вместе играли композиции альбома «Песни без слов». Затем слово взял Мурат и рассказал об опыте своей работы с Александром Николаевичем Сокуровым: Кабардоков – автор саундтрека к фильму «Франкофония. Лувр под немецкой оккупацией», который в этом году участвует в основной программе Венецианского кинофестиваля. После этого небольшого отступления музыканты исполнили еще две композиции – из написанных для фильма. После поклона зал несколько минут еще аплодировал музыкантам стоя, после чего они исполнили еще одну композицию на бис. Очарование, в которое погружается зритель, имеет, наверное, много причин. В первую очередь, это высочайший профессионализм музыкантов, их основательная академическая музыкальная школа, но это не лишает их легкости, не пригвождает к сцене. Они настолько артистичны, настолько проникаются ощущением того, что исполняют в этот момент, что не хочется закрывать глаза для полного погружения в музыку – хочется смотреть на них и еще ярче переживать эмоции, которые дарит тебе мелодия. Даже сидя в зале замечаешь выражения их лиц. И еще одно удивительное качество этого квинтета – это чувство юмора, которое сообщает концерту особое тепло и создает настроение особого доверия между зрителем и артистом.

Альбом Мурата Кабардокова и «Клевер Квартета» — тринадцать композиций общей продолжительностью более 45 минут, одиннадцать из них – авторские произведения Мурата, и еще две – его обработки национальной адыгской музыки: «Кафа» и «Уэзы Мурат». Именно последние две, пожалуй, лучше всего иллюстрирует стиль Кабардокова как композитора, в котором переплетаются принципы русской академической школы, достижений европейского авангарда с тонким пониманием национальной музыкальной традиции адыгов. Деликатное переосмысление народной музыки с позиций современного искусства позволяет ему вынести укрытые до сих пор в недрах традиции мотивы на поверхность, сделать их достоянием слушателя во всем мире. Кроме того этот композиторский опыт Мурата Кабардокова очередной раз демонстрирует, насколько универсальна (в лучшем смысле слова) адыгская музыка: она пластична настолько, что легко поддается интерпретациям и обработкам, не теряя при этом своего внутреннего стержня, самой своей сути. И становится понятной слушателю в любой точке земного шара, куда только доносится ее голос.

Вообще игра в ассоциации, как часть современно искусства, присуща и музыке Мурата – в ней находишь очень много намеков, угадываешь знакомые мотивы или цитаты. Все это погружает тебя в музыку, позволяя смешаться ощущениям и воспоминаниям, мыслям и эмоциям, чувствам и догадкам. В какой-то момент начинает захватывать тебя и укачивать, как морская волна.

Сидя в зале Музыкального театра и отдаваясь на волю звуков и музыки, думалось о том, что сказал Джабраил Хаупа: то самое «когда-нибудь» уже наступило. То есть сегодня – это именно тот день, которого еще совсем недавно так ждал наш народ. Наша задача сберечь этот накопленный опыт и позволить будущему получить достойное продолжение, чтобы такие события, как концерт Мурата Кабардокова и «Клевер Квартета» не остались единичными яркими вспышками.

Марина БИТОКОВА
Фото Элины Караевой