Подробная статья газеты «Горянка» о нашей выставке «Черкесский театр. Оживший альбом»

22/05/2016

В ДЕНЬ ПАМЯТИ АДЫГОВ. ОЖИВШИЙ АЛЬБОМ

18 мая в преддверии Дня памяти адыгов (21 мая) в Арт-Центре Madina Saral’p (г. Нальчик, ул. Лермонтова, 2-а) открывается выставка «Черкесский театр: оживший альбом». Здесь выставлены фотографии из двух альбомов, изданных в Екатеринодаре в 1908 и 1914 годах. Все материалы предоставлены Национальным музеем Республики Адыгея, где хранятся оригиналы этих бесценных изданий: «Альбом в память о черкесском благотворительном вечере, устроенном в первый раз в г. Екатеринодаре 18 января 1908 года» и «Альбом в память о черкесском благотворительном вечере, устроенном второй раз 2 января 1914 года в г. Екатеринодаре», которые были изданы «Черкесским благотворительным обществом», оно же было инициатором этих вечеров.

1908 ГОД. ПЕРВЫЙ ЧЕРКЕССКИЙ ВЕЧЕР
Поводом для проведения первого благотворительного вечера послужило разрушительное наводнение на Кубани в январе 1908 года, в результате которого пострадали многие закубанские адыгские селения. Черкесское общество Екатеринодара откликнулось на это бедствие созданием специального «Комитета по сбору пожертвований в пользу пострадавших от наводнения» в составе Султана ДОВЛЕТ-ГИРЕЯ, Касполета УЛАГАЯ и Гамида ТРАХОВА. 18 января 1908 года был подготовлен и проведен в помещениях II городского общественного собрания г. Екатеринодара черкесский вечер, вызвавший, по свидетельству очевидца, «небывалый интерес и наплыв публики» не только из Екатеринодара, но и «из самых отдаленных мест Кубанской и Терской областей». Вечер состоял из трех отделений. В первом звучала адыгская музыка, во втором, основном, вниманию многочисленных зрителей было предложено красочное театрализованно-этнографическое представление в «живых картинах» на темы и сюжеты из истории, традиционной культуры и быта коренных жителей края. Вечер завершился «обыкновенными танцами». Вот что писала об этом событии газета «Кубанские областные ведомости»: «В пятницу, 18 января, в помещении второго общественного собрания состоялся вечер, устроенный местной черкесской интеллигенцией в пользу горцев, пострадавших от наводнения и привлекший в зал собрания небывалое число зрителей, заполонивших все входы и выходы, так что многим пришлось чуть ли не лежать друг на друге. Особенностью вечера были живые картины из горской жизни в национальных костюмах при соответствующей обстановке, прошедшие очень удачно и вызвавшие шумные одобрения. Среди зрителей на этот раз было очень много представителей черкес и черкешенок в своих национальных костюмах. По окончании картин начались танцы, затянувшиеся до четырех часов ночи. Материальная выручка вечера, как нам передавали, превысила 2000 руб. Словом, вечер оказался во всех отношениях в высшей степени удачным».
Но не только сбор средств стал целью и одним из главных результатов этого беспрецедентного на тот момент мероприятия, об этом прекрасно сказал один из организаторов и ответственный распорядитель Султан Довлет-Гирей: «…В этот вечер в залах городского собрания можно было встретить такую разнообразную публику, что ни у кого не могло явиться сомнение в том, что благая цель вечера достигнута уничтожением различий пола, возраста и национальности. Это настолько знаменательный факт, что мы не можем обойти его молчанием».
Успех первого театрализованного представления в «живых картинах» и интерес, проявленный к нему местным обществом, вдохновили адыгскую интеллигенцию на проведение новых любительских постановок в этом весьма популярном жанре самодеятельного театрального искусства рубежа XIX-XX вв.

СОЗДАНИЕ «ЧЕРКЕССКОГО БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ОБЩЕСТВА»
Если верить историкам, в течение десяти лет, в 1900-1910-e годы, черкесская промышленная и интеллектуальная элита Екатеринодара не раз пыталась создать постоянно действующую организацию, которая бы выработала механизмы и способы решения проблем, остро стоявших перед черкесским обществом. Однако ситуация в стране и на Кубани в целом была неблагоприятная. Сказывались последствия первой русской революции.
В конце 1911 года в г. Екатеринодаре было создано черкесское благотворительное общество, а в мае 1912 года было окончательно оформлено и официально зарегистрировало свой устав. Екатеринодарское черкесское благотворительное общество, призванное, по замыслу учредителей, соединить усилия и финансовые средства национальной интеллигенции и состоятельных людей для проведения совместной работы на благо и в интересах своего народа. Председателем правления нового общества был избран пользовавшийся авторитетом инженер Батырбек ШАРДАНОВ. Почетную должность вице-председателя занял крупный промышленник и меценат Лю ТРАХОВ. В правление общества вошли также Касполет УЛАГАЙ, Пшимахо КОЦЕВ, Паша-Бек СУЛТАНОВ и др. Общество состояло преимущественно из адыгов, интеллигенции, служащих, представителей торговой буржуазии Екатеринодара и адыгских селений. Уставом и программой общества предусматривалось проведение культурно-массовых мероприятий — театрализованных и танцевальных вечеров, благотворительных спектаклей, лотерей-аллегри и т.п.

1914 ГОД. ВТОРОЙ ЧЕРКЕССКИЙ ВЕЧЕР
Второй черкесский вечер был организован 2 января 1914 года, он сохраняет свое место в новейшей истории адыгской культуры благодаря своей зрелищности и великолепной организации. В рамках разнообразной программы вечера актерами самодеятельной труппы общества было поставлено масштабное драматическое действо по мотивам эпической повести черкесского писателя и этнографа С. Хан-Гирея «Наезд Кунчука». К участию в представлениях, помимо нескольких десятков актеров-любителей из числа одаренной черкесской молодежи, были привлечены военный оркестр для обслуживания танцев, скрипичная группа для сцены, ансамбль адыгской народной музыки. Собранные средства позволили осуществиться очередному крупному просветительскому проекту общества – первым в истории народного образования адыгов национальным педагогическим курсам. Первые курсы учителей родного языка и мусульманского вероучения, подготовленные по инициативе и на средства «Черкесского общества», состоялись летом 1914 года в селении Тахтамукай.
Об этом вечере писали в кубанской прессе: «…Черкесский вечер может почитаться не только культурным удовольствием, но может иметь отчасти и общественно-историческое значение. Через посредство живых картин откроется уголок минувшей жизни черкесских племен, мало исследованных в исторической литературе. Сухие страницы книг не дадут нам того, что может дать верная, живая историческая картина. Правда, интерес вечера местный, но все же должен вызвать общее сочувствие, так как может дать многое в смысле изучения быта и жизни туземного населения…»

УЧРЕДИТЕЛИ «ЧЕРКЕССКОГО ОБЩЕСТВА»
Безусловно, такая масштабная работа в области культуры и благотворительности держалась на профессиональном и личном авторитете создателей и активных участников благотворительного общества. Это прежде всего председатель правления общества Батырбек Шарданов – главный инженер железнодорожного акционерного общества, казначей Касполет Угалай – лесной ревизор и вице-президент Лю Трахов – коммерсант.
Батырбек Бекмурзович Шарданов известен как первый кабардинский инженер, окончил Петербургский институт путей сообщения. Он известен и как меценат и благотворитель: являлся членом Кубанского попечительного комитета о тюрьмах, почетным блюстителем Екатеринодарского общества Владикавказской железной дороги, Кубанского войскового приюта для девиц, Кубанского поощрительного скакового общества, председателем Черкесского благотворительного общества. Активно участвовал в работе Общества по распространению технических знаний среди горского населения Северного Кавказа, а позже стал почетным попечителем Нальчикского Кабардиногорского реального училища императора Александра III. Батырбек Шарданов написал несколько исторических статей по истории и о сегодняшнем дне черкесских народов, в которых выступал за единство адыгов с Россией. После революции Батырбек эмигрировал из страны, но остались выстроенные им дороги, нефтепровод и особняк, возведенный по его собственному проекту в 1905 году на углу улиц Красной и Графской, который до сих пор считается одним из самых интересных зданий нынешнего Краснодара.
Лю Нахлухович Трахов – личность неординарная и во многом знаковая в адыгской культуре ХХ века дореволюционного периода. Он родился в 1856 г. в ауле Шенджий в небогатой крестьянской семье. Уже в юном возрасте проявились его предпринимательские задатки: ходил из аула в аул, продавая спички, нитки, носки, чулки, иголки и т.д., был возчиком дров… Собрав небольшой начальный капитал, приобрел ларек и лесной склад в Екатеринодаре, который к тому моменту все больше и больше приобретал черты города. В конце XIX века, в период активного строительства железных дорог на Кубани, Трахов знакомится с Батырбеком Шардановым. Шарданов предложил молодому коммерсанту заняться поставкой шпал и строительством кирпично-черепичного завода. Трахов согласился и в 1900 году построил в Екатеринодаре завод, который в дальнейшем перерос в крупнейшее на Кубани производство. Здесь производили не только кирпич и черепицу, но и уникальную керамическую облицовочную плитку – изразцы до сих пор украшают некоторые из старинных зданий – памятников истории и архитектуры Краснодара. Предпринимательская деятельность Лю Трахова включала в себя торговлю лесом и недвижимостью, кредитование, разного рода ссуды и подряд, посреднические услуги и многое другое, что приносило ему основной доход и позволяло широко заниматься благотворительностью. Став одним из самых богатых жителей Екатеринодара, возвел квартал в этом городе: были построены жилые дома, столовая, баня, общежитие, гостиная, мечеть, аптека.

АКТИВНЫЕ УЧАСТНИКИ «ЧЕРКЕССКОГО ОБЩЕСТВА»
Всматриваясь в старые фотографии так называемых черкесских альбомов, хочется сформировать не только поэтичный и абстрактный образ прошлого, наших предков, но и увидеть вполне реальных людей, узнать имена тех, в чьи лица мы так пристально всматриваемся. Одним из самых активных участников и организаторов мероприятий общества стал Султан Довлет-Гирей (1876-1918). В пятилетнем возрасте был отвезен на воспитание в Египет к молочному брату отца. В Россию возвратился спустя почти десять лет. Менее чем через год был принят на учебу в Стамбульское кавалерийское училище, был выпущен корнетом. С разрешения Николая I дважды служил в Турции, оставаясь российским подданным. В 1895 году возвратился из Турции и с 1911 года постоянно проживал в Кубанской области в а. Тлюстенхабль. Довлет-Гирей занимался вопросами истории и этнографии народов Кавказа, был членом ряда культурно-просветительских и благотворительных обществ.
Султан Довлет-Гирей считается основателем адыгейского театра и первым сценаристом. Широкую известность получил его очерк в «Известиях общества любителей изучения Кубанской области» о положении адыгов в Турции. Жизнь Довлет-Гирея трагически оборвалась в 1918 г: он был убит красными во время Гражданской войны.
Фатима НАТЫРБОВА (ШЕРЕТЛУКОВА) (1890-1983) родилась в Суворо-Черкесской станице в семье Эдыка ШЕРЕТЛУКОВА, обучалась в Анапском училище для девушек из привилегированных семей. Принимала участие в артистической группе на благотворительном вечере в 1908 г. в Екатеринодаре. Предположительно Фатима Шеретлукова и Кучук НАТЫРБОВ, ее будущий муж, познакомились на одном из благотворительных вечеров и в 1909 году поженились. В 1910 году родился их первый сын — Мухаммед Гирей (Малия). В 1919 г. семья, в которой было уже четверо детей, эмигрировала в Османскую империю.
Фатима Натырбова создала в Турции Комитет черкесских женщин и оказывала помощь беженцам. Сумела выйти на высокопоставленных турецких чиновников и убедила их в том, что они должны предоставлять убежище для беженцев, которые не имеют жилья. В результате турецкий султан выделил один из своих летних домов без мебели черкесским беженцам, который вскоре стал известен под названием «Черкесский дом». Здесь они сумели создать счастливую атмосферу и, несмотря на нехватку продовольствия и других товаров, приступили к приемам, на которые приглашали видных турецких государственных деятелей, а также союзников, в том числе американского Верховного комиссара адмирала Бристоля, на которого произвели сильное впечатление характер, манеры и воспитание черкесских аристократов. По его приглашению несколько черкесских семей переехали в США, в том числе и семья Фатимы: ее муж, дети и две родные сестры – Зази и Загрет, которые также принимали участие в благотворительном вечере 1914 года.
Черкесы отплыли из Константинополя 8 июля 1923 года и прибыли в Нью-Йорк 1 августа, высадились на острове Эллис, пройдя необходимое медицинское обследование. Всю группу приняли в Соединенные Штаты. Муж Фатимы Кучук Натырбов умер в 1925 году, и она осталась одна с четырьмя маленькими детьми в большом и чужом для них Нью-Йорке. В результате этого Фатиме пришлось столкнуться с многочисленными трудностями как в моральном, так и в финансовом отношении. Но она делала все, чтобы дать своим детям образование. Работала по 16 часов в день швеей. Затем показала собственное видение моды, завоевала свою клиентуру и начала разрабатывать костюмы как для актрис кино и театра, так и для индивидуальных заказчиков. С тем же упорством добилось того, что ее дети получили первоклассное высшее образование. Завоевала уважение всей кавказской и русской общины, а также местной элиты, которая окружала ее.
Ведение собственного бизнеса не мешало ее общественной деятельности. Она превратила большой холл своей квартиры в черкесский гостевой дом на углу Мэдисон авеню и 96-й улицы, где с традиционным черкесским гостеприимством принимала по выходным друзей и гостей. Вместе с Сидамоном ЕРИСТОВ создала черкесскую и грузинскую ассоциацию «Алаверди». Они приобрели собственность и построили свой центр в Кацкильских горах в штате Нью-Йорк. Здесь члены кавказской и русской общины собирались по выходным и на летних каникулах. В этом же центре они часто давали роскошные приемы для сбора денежных средств в фонд, куда приглашали элиту Нью-Йорка.

ПОСЛЕСЛОВИЕ
Воспоминанием о коротком периоде прошлого века – от его начала до революции для нас стали фотоальбомы, в красоте и изысканности которых читаешь не только повесть о прошлом, но и чувствуешь особый драматический накал, зная, какие перипетии ждут людей, глаза которых смотрят спокойным взглядом. Эстетика, которую сквозь десятилетия, сквозь один из самых тяжелых веков российской истории несут нам эти снимки, не просто красива, но и наполнена смыслом. Этот смысл наслаивается с каждым годом, его создаем мы сами – потомки тех, кто смотрит на нас с этих фотографий. По сути, мы отражаемся в них – они наше зеркало, в котором можно найти ответы на многие вопросы. Иногда кажется, что стоит прислушаться к ним в тишине, и они откроют нам тайну любви к своему народу и сохранения своей национальной неповторимости.

Марина БИТОКОВА